Стальные канаты
zoom Увеличить изображение

Стальные канаты

Оставить заявку

Канат стальной

Стальные канаты — являются сложным и ответственным видом проволочных изделий. Они имеют большое число типов и конструкций и различаются по форме поперечного сечения, как самого каната, так и его элементов, а также по физико-механическим характеристикам проволок и сердечников.

Стальные канаты поставляются на деревянных барабанах по ГОСТ 11127-78 или металлических барабанах по технической документации завода. Допускается поставка канатов массой до 400 кг в бухтах с наружным диаметром — не более 1200 мм , высота бухты — не более 800 мм , при этом внутренний диаметр бухты должен быть не менее 15 номинальных диаметров каната.

Изготавливаемые заводом канаты классифицируются по следующим признакам:

    1. По форме поперечного сечения каната: круглые
    2. По форме поперечного сечения составляющих канат элементов: круглопрядные, трехграннопрядные, закрытой конструкции
    3. По механическим свойствам проволоки: канаты общего назначения: марки ВК — высокого качества, марки В — повышенного качества, марки 1 — нормального качества; остальные канаты: марки В — высокого качества, марки 1 — нормального качества
    4. По прочностным характеристикам: с маркировочными группами временного сопротивления разрыву — 1370 (140), 1470(150), 1570(160), 1670(170), 1770(180), 1860(190), 1960(200), 2060(210), 2160(220). Канаты маркировочных групп 1370(140)—1770(180) изготавливаются серийно, остальные по согласованию
    5. По виду покрытия поверхности проволоки: без покрытия; с цинковым покрытием — для особо жестких агрессивных условий работы (ОЖ), для жестких агрессивных условий работы (Ж), для средних агрессивных условий работы (С)
    6. По назначению каната: грузолюдские (ГЛ) — для подъема и транспортирования людей и грузов; грузовые (Г) — для транспортирования грузов
    7. По материалу сердечника: с органическим сердечником (о. с.) из натуральных или синтетических материалов; с металлическим сердечником (м. с.)
    8. По направлению свивки элементов каната: правой свивки (Z); левой свивки (S)
    9. По сочетанию направлений свивки каната и его элементов: крестовой свивки — направление свивки прядей в канате противоположно направлению свивки проволок .в прядях; односторонней свивки (0) — направление свивки прядей в канате и проволок в прядях одинаковое
    10. По степени крутимости: крутящиеся — с одинаковым направлением свивки всех прядей по слоям каната (шести-и восьмипрядные канаты с органическим и металлическим сердечниками); малокрутящиеся (МК) — с противоположным направлением свивки элементов каната по слоям в канатах многослойных, многопрядных и в канатах одинарной свивки.
  1. По способу изготовления: нераскручивающиеся (Н) — элементы каната сохраняют свое положение после снятия вязок с концов каната и удаления заварки торца; раскручивающиеся; рихтованные (Р)
  2. По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки: с точечным касанием проволок между слоями (ТК); с линейным касанием проволок между слоями (ЛК); с комбинированным точечно- линейным касанием проволок между слоями (ТЛК)
  3. По точности изготовления: нормальной точности; повышенной точности (Т), с ужесточенными предельными отклонениями по диаметру каната. Основные технические требования к канатам, методы испытаний, требования по физико-механическим и конструктивным характеристикам стальных канатов оговорены в ГОСТ 3241-80 «Канаты стальные. Технические условия»

Краткие рекомендации по хранению, монтажу и эксплуатации канатов

Основной задачей ухода за канатами в условиях их эксплуатации является сохранение формы и структуры каната, приданной ему при изготовлении, и предохранение его от механических и коррозионных повреждений. Это обусловливает соблюдение следующих основных правил хранения, монтажа и эксплуатации канатов.

Хранение канатов

Хранить канаты нужно в проветриваемых помещениях или под навесом в условиях, исключающих попадание атмосферных осадков, вдали от паров и коррозионной среды. Нельзя укладывать барабаны непосредственно на землю. Они должны быть установлены на специальные настилы, подкладки-брусья или стойки. При хранении каната, намотанного на барабан, ось барабана должна быть параллельна полу, на котором барабан установлен.

Поступившие на хранение канаты подлежат немедленному осмотру и смазке канатной смазкой оголенных при транспортировании и погрузочно-разгрузочных работах участков каната. При длительном хранении канаты должны периодически, не реже чем через 6 месяцев осматриваться по наружному слою и смазываться канатной смазкой. При необходимости испытания каната у его потребителя перед отбором образца должна быть выполнена плотная обвязка конца каната в соответствии с п. 2.10 ГОСТ 3241-80.

Смазка каната

Регулярная смазка канатов в процессе эксплуатации значительно увеличивает срок их службы. Смазка предохраняет канат от коррозии и уменьшает его износ на блоках и барабане. Канаты покрывают смазкой при изготовлении по всему сечению, а в процессе эксплуатации — сплошной непрерывной пленкой толщиной 0,1-5- 0,2 мм . В качестве смазок применяют торсиол-55, ГОСТ 20458-75, торсиол-35, БОЗ-1 по технической документации. Температура смазки при ее нанесении на канат должна быть 80—100° С. Канат перед нанесением смазки очищают от старой смазки и грязи различными способами. Наиболее простой из них — очистка при помощи стальных щеток и хлопчатобумажных концов.

Отрезка каната

Отрезку каната производить при помощи механической дисковой пилы. Канаты с металлическим сердечником и канаты закрытой конструкции можно отрезать с помощью электросварки с одновременным привариванием торца каната.

Монтаж каната

Основным требованием при монтаже каната является предохранение его от раскручивания. Для этого необходимо: выставить барабан с канатом на размоточном устройстве таким образом, чтобы ось барабана находилась в горизонтальном положении. Сматываемый конец каната должен сходить снизу или сверху барабана, который в процессе смотки канта должен подтормаживаться. Расстояние между барабанами должно быть не менее 300 диаметров каната. В процессе монтажа канат должен претерпевать минимальное количество перегибов, особенно знакопеременных. Разрушение проволок каната, как правило, является результатом коррозионно-усталостных явлений в металле и наступает тем быстрее, чем меньшими оказываются соотношения между диаметром органов навивки и диаметром каната.

Отдельные рекомендации по выбору диаметра барабанов для стальных канатов разных конструкций приведены в таблице

Конструкция каната

гост

Тип каната

Отношение диаметра барабана к диаметру каната

   

* рекомендуемое

минимально допустимое

6х19(1+6+6/6)+1 о.с.

2688-80

ЛК-Р

32

27

6х19(1+9+9)+1 о.с.

3077-80

ЛК-0

36

31

6х25(1+6+6; 6+12)+1 о.с.

7665-80

ЛК-3

41

26

6х31(1+6+6/6+12)+1 о.с.

16853-88

ЛК-РО

40

23

6х36(1+7+7/7+14)+1 о.с.

7668-80

ЛК-РО

28

22

6х37(1+6+15+15)+1 о.с.

3079-80

ТЛК-О

27

22

6х7(1+6)+1 о.с.

3069-80

ЛК-0

70

40

6х7(1+6)+1х7(1+6)

3066-80

ЛК-0

75

44

6х19(1+6+6/6)+7х7(1+6)

14954-80

ЛК-Р

34

29

6х25(1+6; 6+12)+7х7(1+6)

7667-80

ЛК-3

42

28

6х31(1+6+6/6+12)+7х7(1+6)

16853-88

ЛК-РО

41

25

6х36(1+7+7/7+14)+7х7(1+6)

7669-80

ЛК-РО

35

23

6х30(0+15+15)+7 о.с.

3083-80

ЛК-0

40

28

6х30(6+12+12)+1 о.с.

3085-80

Трехграннопрядный

72

42

6х19(1+9+9)+7х7(1+6)

3081-80

ЛК-0

42

37

6х19(1+6+12)+1 о.с.

3070-88

ТК

34

29

6х37(1+6+12+18)+1о.с.

3071-88

ТК

21

18

6х19(1+6+12)+1х19(1+6+12)

3067-88

ТК

40

34

6х37(1+6+12+18)+1х37(1+6+12+18)

3068-88

ТК

25

21

Из-за больших удельных нагрузок со стороны поверхности ручьев блоков и барабанов на проволоки каната они значительно истираются в процессе эксплуатации каната. Нефутерованные блоки рекомендуется изготовлять из твердой стали. На установках ответственного назначения канаты следует эксплуатировать на футерованных блоках. При использовании мягких футерованных материалов увеличивается площадь контакта поверхности каната и ручья блока, что способствует повышению срока службы каната. В качестве футеровочных материалов можно использовать дуб, литую резину, резину наборную, транспортерные ленты, пластмассовые материалы.

С учетом предельных отклонений диаметра каната и его уменьшения при вытяжке рекомендуются следующие соотношения профиля блоков: где: R — радиус канавки блока; d K — диаметр каната; h — глубина желоба блока. Для уменьшения крутимости и трения каната о реборды блока необходимо, чтобы угол девиации не превышал 1°30′.

Применение типов стального каната

Тип каната

Применение

Канат типа ЛК-Р

следует применять тогда, когда в процессе эксплуатации они подвергаются воздействию агрессивных сред, интенсивному знакопеременному изгибу при работе на открытом воздухе. Большая структурная прочность этих канатов позволяет использовать их во многих весьма напряженных условиях работы: на строительных и металлургических кранах, шахтных подъемных установках, экскаваторах и скреперах, подвесных дорогах, кабель-кранах и т. д.

Канат типа ЛК-О

устойчиво работают в условиях сильного истирания благодаря наличию в верхнем слое проволок увеличенного диаметра. Эти канаты получили широкое распространение в качестве подъемных на судах и лифтах, тормозных — на шахтных подъемных установках, тяговых — на канатно-подвесных дорогах и т. п. Но для нормальной эксплуатации этих канатов требуется несколько повышенный диаметр блоков и барабанов.

Канат типа ЛК-З

применяют почти во всех отраслях промышленности, т.к. они обладают более высокой гибкостью, но при этом не должны подвергаться воздействию агрессивной среды. Применять эти канаты в агрессивной среде не рекомендуется из-за наличия тонких проволок заполнения, легко поддающихся корродированию.

Канат типа ЛК-РО

отличаются сравнительно большим числом проволок в прядях и поэтому обладают повышенной гибкостью. Наличие в наружном слое прядей этих канатов относительно толстых проволок позволяет успешно применять их в условиях абразивного износа и агрессивных сред.

Канат двойной свивки типа ТЛК

следует применять тогда, когда использование канатов с линейным касанием проволок в прядях, невозможно из-за нарушения установленных минимально допустимых соотношений между диаметрами органов навивки и диаметрами проволок каната или при невозможности обеспечения рекомендуемого запаса прочности.

Канат двойной свивки типа ТК

Применение канатов типа ТК допустимо для напряженных условий эксплуатации, где знакопеременные изгибы и пульсирующие нагрузки незначительны или полностью отсутствуют (расчалочные и грузозащитные канаты, временные лесосплавные крепления, поддерживающие и т. п.). Не рекомендуются применение каната для ответственных и интенсивно работающих установок, т.к. они обладают низким техническим ресурсом.

Канаты трехграннопрядные

Применение этих канатов целесообразно при больших концевых нагрузках и сильном абразивном износе. Рекомендуется использовать эти канаты как на установках со шкивами трения, так и при многослойной навивке на барабаны. Недостатками трехграннопрядных канатов являются резкие перегибы проволок на гранях прядей, повышенная жесткость каната, трудоемкость изготовления прядей.

Канаты закрытой конструкции

применяют в качестве несущих на подвесных канатных дорогах и кабель-кранах. Большой коэффициент заполнения металлом поперечного сечения каната, максимальная опорная поверхность, минимальные упругие и остаточные удлинения при эксплуатации, способность фасонных проволок сохранять свое положение в канате при их обрыве — все это обусловливает применение этих канатов на ответственных и тяжело нагруженных установках, работающих в агрессивной среде с большой частотой приложения рабочих нагрузок. Канаты закрытой конструкции, изготовленные из проволок с цинковым покрытием, находят широкое применение при строительстве различных инженерно-технических сооружений (подвесных мостов, путепроводов и т. п.) в качестве несущих элементов.

Канаты арматурные

Применяются в качестве напрягаемой арматуры предварительно напряженных железобетонных конструкций.

Анализ работы канатов

В интересах непрерывного улучшения качества выпускаемых заводом канатов, изготовитель проводит постоянные наблюдения за их работой в различных отраслях народного хозяйство. Изучение и установление причин выхода из строя канатов способствует оперативному устранению недостатков, образовавшихся как при изготовлении, так и при эксплуатации, помогает правильно выбрать конструкцию каната в соответствии с его назначением.

 

Copyright www.maxx-marketing.net